Сабвуфер - что это такое, для чего он нужен

18.03.2019
автор Администратор Администратор
Сабвуфер это

     Большинство людей, интересующихся автозвуком знают что сабвуфер - это такой большой ящик, занимающий половину багажника который издает "бумкающие" и "бахающие" звуки. Молодежь, слушающая в основном танцевальную музыку любит сабвуферы, ведь без низкочастотного ритма электронная музыка совсем «не качает». Люди постарше считают что сабвуфер вредная вещь, из-за которой болит голова и в багажник не помещается картошка (коляска, лыжи, акваланг и т.д и т.п.)

      Давайте разберемся, что же такое сабвуфер (который часто неправильно называют «саббуфер» или даже «буфер»), как он работает и нужен ли он вообще в автомобиле.

     Слово «сабвуфер» иностранного происхождения и состоит из двух английских слов: приставки sub - что в переводе значит "под", "нижний" и woofer - что означает вуфер, басовик, низкочастотный динамик. Т.е. subwoofer это динамик для воспроизведения самых низких частот звукового спектра или поднизкочастотный динамик. Произнеся слово «поднизкочастотный» можно сломать язык, поэтому намного удобнее использовать иностранное слово «сабвуфер».

      Итак, сабвуфер воспроизводит ультра низкие частоты. Но разве нам мало низких частот? Обычно недостаток «низов», в седанах, всегда решался установкой в заднюю полку «овалов» или «блинов» - широкополосных (коаксиальных) динамиков размером 6 х 9 дюймов. Казалось бы - дешево и сердито. Но тут необходимо уточнить, что бас бывает разный. Динамики типа «овалов» 6 х 9 воспроизводят диапазон частот обычно от 80-100Hz до … в нашем случае неважно какие «верха» они воспроизводят т.к. мы говорим о басе. Конечно, на коробке у таких динамиков написано что-то вроде «45-22000Hz» но это чистой воды выдумка и маркетинговый ход для того чтобы вам их продать.  Конечно, если вы подадите сигнал с частотой 45Hz на породистые «овалы» то бас будет, но его качество и громкость будет очень далеким от реального, правда в том что в реальной музыке звук с более высоким басом (100-200Hz) динамик отыграет в 10 раз громче и вы самого низкого баса просто не услышите. Итак, играет ли «овал» звук ниже 70-80Hz? Играет, но так что вы его за остальными звуками просто не услышите.  Тем более вы не услышите низкого баса от акустики размером 16-16,5см, которая наиболее распространена в современном автомобиле.

     Нужен ли нам бас ниже 70Hz? Исходя из того что диапазон воспринимаемых человеком частот это 20Hz-20000Hz, а музыка чаще всего помещается в 40-12000 то конечно нужен. Суббас это бас-бочка, бас-гитара, контрабас, орган, электронные ритмы наконец. Низкочастотный звук дает основу музыке, делает её полновесной, добавляет динамики. Да что там говорить — сходите на живой концерт, неважно какого жанра главное чтобы звукорежиссер был профессионал — сами все поймете.

     В машине есть еще одна проблема-шум от дороги. Как только заводится двигатель и машина трогается с места, салон наполняется низкочастотным шумом. Источником его является весь автомобиль-вибрации передаются на детали кузова и весь кузов «поёт». Этих проблем почти нет только у авто премиум класса, вроде Mercedes S-class, но у многих ли такая машина? Можно (нужно!) сделать шумоизоляцию, но и она полностью не решает проблемы. Для того чтобы сделать бас в машине четким, разборчивым, однозначно необходим сабвуфер.

     Самый распространенный тип сабвуфера - это конечно же корпусной сабвуфер. Он представляет из себя грубо говоря динамик в ящике, в зависимости от оформления это может быть закрытый ящик (ЗЯ), фазоинверторный корпус (ФИ), корпус бандпасс (БП).  Схематически закрытый ящик выглядит так:

тип оформления закрытый ящик

     Динамик установлен в отверстие в одной из стенок герметичного ящика определенного объема, который специально рассчитан именно для данного динамика. Динамик может стоять как магнитом внутрь так и наружу, особой разницы нет. Но в большинстве случаев динамик устанавливают магнитом внутрь, как на картинке. Достоинствами такого оформления является четкий и быстрый бас, небольшой по объему корпус. Недостатками - часто басу не хватает давления. Вот примеры некоторых сабвуферов в оформлении ЗЯ, которые вы можете приобрести в нашем магазине:

Hertz DBX25.3

gzub 30sq

     Сабвуферы в корпусе ЗЯ не очень распространены среди готовых корпусных сабвуферов. Гораздо больше корпусов с фазоинвертором (ФИ).


     Для полного понимания типов корпусов решили изобразить основный виды сабвуферов на схеме


  На картинке показан фазоинверторный корпус, в котором порт фазоинвертора («дырка» в ящике которая совсем не дырка а резонатор!) сделан заодно с корпусом, но бывает их великое множество. Какого вида и сколько будет портов фазоинвертора в сабвуфере зависит только от фантазии производителя. Такой тип оформления чуть больше чем ЗЯ но «играет» ниже, из-за чего и любим широкими массами народа. Вот например как выглядят сабвуферы в корпусе с фазоинвертером, которые вы можете приобрести у нас в магазинах:

gzib-3000spl

     Следующий тип оформления сабвуфера это бандпасс. Бандпасс вкратце описать довольно легко, это динамик который установлен внутри ящика, бандпасы бывают 2, 4, 6 и т.д.порядков:

     Такой корпус обычно самый большой по размеру. Сабвуфер такого оформления обладает самым высоким КПД, «давит» грубо говоря круче всех, но имеет ограниченный диапазон частот. Из-за этого сабвуферы типа бандпасс считаются не очень музыкальными, но в тех случаях когда необходимо звуковое давление именно такой саб в самый раз!
Вот какие сабвуферы бандпасс можно купить у нас в магазине:


     Корпусные сабвуферы в свою очередь бывают еще и активные. Так называют сабвуферы со встроенным усилителем. В дешевом ценовом сегменте это хорошо и удобно-это решение так называемое plug-and-play, не надо ничего лишнего, в большинстве случаев в комплекте есть все для установки. Но обычно встроенные усилители в таких сабвуферах не отличаются высокой мощностью и качеством — это ограничено ценой и габаритами. Поэтому если вы хотите действительно мощный бас-усилитель придется купить отдельно. Вот некоторые из активных сабвуферов которые вы можете купить у нас в магазине:

Ground Zero GZIB 165BR-ACT
Hertz DBA 200.3


gzib 165br act

     В последнее время получили распространение супер-компактные сабвуферы, предназначенные для установки под сидение. В основном это активные модели, хотя есть и пассивные. Вот несколько примеров:

Ground Zero GZUB 600X-ACTII
Gladen US-8


Gladen US-8


     Такие сабвуферы можно запросто установить под сидение, водительское или пассажирское, прикрутить на заднюю полку или к спинке сидения в багажнике. Они практически не занимают места.
Читайте обзор плоских сабвуферов Hertz.

     Не всем сабвуферам нужен ящик, есть динамики способные играть на объем багажника, так называемые Free Air сабвуферы. Для такого динамика достаточно просто вырезать в задней полке автомобиля отверстие и установить его туда. Казалось бы-что может быть проще? Однако для того чтобы free-air сабвуфер зазвучал, придется серьезно усилить и шумоизолировать заднюю полку, такая установка возможна только в машинах с типом кузова «седан», так как багажник должен быть очень хорошо отделен от салона да и полка должна быть жесткая. В итоге, если машина не «Жигули» с совершенно плоской полкой, грамотная установка сабвуфера free-air выйдет гораздо дороже покупки корпусного сабвуфера.

     Именно из-за дороговизны и сложности установки сабвуферы free-air не пользуются спросом в мире (там уже практически не осталось «Жигулей» с совершенно плоской полкой ), поэтому найти хороший саб free-air не так-то и просто. В основном, это совсем дешевые модели у массовых брендов вроде Pioneer или Mystery, хотя встречаются и приличные модели например у DLS или Hertz. В нашем магазине вы можетеподыскать и купить сабвуфер free air.

Если вы купили сабвуфер и не знаете как его установить, читайте статью «как установить сабвуфер в машину»

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв